"Счастливое материнство с желанным ребёнком"

 

                                                                                        

 

 

 

Известно, что вынашивание и рождение ребенка не делает женщину матерью. "Рождение" матери — это кризис, когда разрушаются старые манеры поведения, старые представления о себе и выстраиваются новые. Во время кризиса у матери формируется ответственность за себя и ребенка, меняется представление о женственности и сексуальности, появляется более глубокая оценка самой себя. Однако, переживая кризисное время, женщина становится более хрупкой, уязвимой и менее уверенной в себе. Эти естественные процессы сопровождаются изменениями внутреннего мира и требуют чуть более бережного отношения со стороны окружающих.

Часто мама оказывается не готова к тому, что очень многому придется учиться, очень многое узнавать, и что в воспитании ребенка не бывает мелочей, что во многом от неё зависит, каким человеком ребенок вырастет.

            Она должна принять новую для себя социальную роль, вхождение в которую всегда бывает трудным и требует подготовки.

Беременная женщина погружается в специально организованную среду и атрибутику адаптивной комнаты «Детской», где в игровой форме происходит обыгрывание взаимодействия женщины с куклой – младенцем. Разыгрывание различных ситуаций, наделение кукол различными свойствами и способностями, помогает формировать свой собственный образ младенца и способы взаимодействия с ним».

Психологическое состояние женщины во время беременности может быть различным. На него влияет множество факторов, но главным образом оно определяется отношением самой женщины к своей беременности. Негативный психологический настрой женщины во время беременности (тревоги, страхи, плохое настроение, сомнения и ожиданиями непредсказуемого исхода родов для себя и своего младенца) может приводить к таким серьезным последствиям, как невынашиваемая беременность, патология родов, отказ от ребенка и т.д. 

Для эффективной подготовки женщины к рождению и воспитанию ребенка психологическая работа осуществляется в следующих направлениях: повышение уровня знаний о беременности, родах, развитии ребенка; личностный рост; освоение навыков ухода за ребенком и форм взаимодействия с ним.

Программа «Счастливое материнство с желанным ребенком» направлена на развитие материнских компетенций, повышение психологической грамотности, обучение приемам эмоционального взаимодействия с ребёнком, оказать помощь в изменении внутрисемейных отношений, в повышении значимости роли матери в глазах членов семьи и в ее собственных.

            Целевая группа: беременные женщины, в том числе несовершеннолетние и выпускницы детских домов, и интернатов.

            Цель программы:

 - формирование осознанного, позитивного восприятия материнства через пространство адаптивной комнаты.

Задачи:

            1. Познакомить с физиологией протекания беременности, особенностях внутриутробного развития ребенка, основами педагогики и психологии раннего периода жизни ребенка и методиками раннего развития.

            2. Формировать у девушки представление о себе как о матери.

            3. Воспитывать чувство материнства посредствам формирования духовной связи между матерью и нерожденным ребенком.

            4. Обучать будущих матерей навыкам материнства (приемам ухода за ребенком и лактации).

            5. Обучать принципам здорового образа жизни.

            6. Повышать общий культурный уровень женщины.

            7. Развивать у беременных женщин навыки регуляции своего эмоционального состояния (эмоционального самоконтроля, умения расслабляться).

            8. Развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции.

Форма работы – групповая и индивидуальная.

Состав группы 2– 4 человека. 

Время работы: 14 групповых занятий с элементами тренинга, продолжительностью 1,1 часа каждое с перерывом 10 минут. Периодичность занятий – 2 раза в неделю.

Программа занятий рассчитана на 2,5 месяца.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятий

1

«Зарождение прекрасного»

Знакомство, сбор ожиданий, ввод в курс, организационные моменты, тестирование, слайдовая презентация

«Погружение». Используется ароматерапия, музыкотерапия

2

«Как родить умницу…»

Питание, гигиена, режим дня, сон и позы во время сна, прогулки и ходьба, вредные привычки, токсикоз, обувь и одежда, растяжки и вены.

3

«Зоны особого внимания»

Психологические особенности беременности, изменения с женщиной, каждая фаза и каждый триместр.

4

«Колыбельная для мамочки»

Страхи и мифы беременных, самолечение, исключение из правил

5

«Зарождение новой жизни»

Психологические особенности развития ребенка в утробе матери.

6

«Я здесь, мамочка!»

Гаптономия (язык прикосновений), грудное вскармливание

7

«Необычная беременность»

Партнерские роды, роды в воде и дома, многоплодная беременность, вторая беременность и последующая, беременная за рулем, храп беременных, «родился в рубашке»

8

«Я самая красивая мама!»

Макияж и уход за кожей во время беременности, фотосессия беременных

9

«Идеальная детская»

Все, что нужно ребенку после рождения; все, что может облегчить жизнь мамочки (разные приспособления для кормления и т.д.), детская глазами современных средств цивилизации и как жить без этого

10

От А до Я

Навыки ухода за новорожденным ребенком (пеленание, кормление, уход и развитие и т.д.)

11

«Жду тебя, малыш!»

Сказки, потешки, песни. Поем, читаем, слушаем, уносим домой раздаточный материал

12

«Азбука восстановления»

История развития перинатальной психологии, предвестники родов, роды глазами ребенка, что собрать в роддом; как восстановиться после родов, я родила – что дальше…

13

«9 советов беременным»

Заключение, анкеты, тесты, юридические вопросы, подведение итогов

14

Релаксационное занятие в сенсорной комнате

Релаксация

       

   javascript:void(0)              

 

                 

Результаты

Итогом работы должна стать стабильная положительная установка на беременность и роды, готовность женщины к материнству, снижение уровня тревожности. Повышение компетентности в вопросах поддержания здорового образа жизни, поведения в родах и послеродовом периоде, а также в вопросах правильного вскармливания и воспитания ребенка.

1. Беременные женщины получают более полную информацию о физиологии протекания беременности и особенностях внутриутробного развития ребенка, что значительно понижает уровень их тревоги.

2. Беременные женщины научаются отслеживать свое тревожное состояние и работать с ним, развиваются навыки рефлексии.

3. У женщин происходит осознание беременности как состояния полезного для себя и ребенка, актуализируется и осознается радость материнства и собственная женственность.

4. Женщины приобретают знания и практические навыки по уходу за малышом и его воспитанию, грудному вскармливанию.

5. Развивается образ «Я-мать» у беременной женщины, что приводит к более осознанному и ответственному отношению и к беременности, и к будущему родительству.

6. Формируется субъективная уверенность в себе (усиление я концепции), способность брать на себя ответственность за свою судьбу.

7. Женщина получает эмоциональную и психолого-педагогическую поддержку в разработке собственной жизненной перспективы.

8. Активизируется внутренний потенциал женщины.

       

      

 

      

Исполнители проекта

       Ирина Ивановна Вопилова, заведующий организационно – методическим отделением ГБУ НСО «Радуга», руководитель проекта.

 

      Надежда Андреевна Тархова, методист ГБУ НСО "Радуга"

  

       Мария Сергеевна Щербенко, педагог - психолог. Основное направление деятельности психолого-педагогическая помощь беременным женщинам и матерям с детьми, проживающим в стационарном отделении «Мать и дитя» ГБУ НСО «Радуга».

Если Вы беременны и Вам нужна помощь, обращайтесь к нашим специалистам.

 

Контактная информация

 

Адрес: 630110, г. Новосибирск, ул. Александра Невского, д. 39

Телефон/факс: +7(383) 271-31-17

Служба первичного приема граждан:

                   +7(383)204-14-01

 

Электронная почта: ogy-raduga@mail.ru

Часы работы:  9.00 - 18.00

               обед:  13.00 - 13.45