ПРОЕКТ "Ты и Я"

                      

Подростковая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. Часто действия юношей и девушек просто непонятны, настолько они выходят за рамки разумного. Как утверждают социологи, за последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом.

Почему проявляется жестокость в детском и подростковом возрасте, откуда столько агрессии у современных подростков? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться? Как уберечь своего ребенка от проявлений агрессии? Как воспитать человеком, который не поднимет руку на слабого? Сложно ответить на эти вопросы, которые с ужасом задают себе родители, видящие множество роликов со сценами избиения одноклассников в школах, «разборки» с соседями по двору, нападения на взрослых с целью ограбления или издевательств, - все это проявления подростковой жестокости, которой раньше действительно было намного меньше.

Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества. «Неблагополучные» семьи, окружение, в котором пребывает подросток, общение в школе, средства массовой информации. Эти причины являются основными в формировании подростковой жестокости.

Вид программы: программа, направленная на профилактику жестокого обращения и насилия в подростковой среде.

Контингент потенциальных участников программы: учащиеся 6-7 классов школ г. Новосибирска и Новосибирской области

Цель программы: обучение навыкам ведения конструктивного диалога со сверстниками в целях профилактики возникновения конфликтных ситуаций в межличностном взаимодействии.

Задачи:

1. Развитие коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров.
2. Развитие способности к адекватной оценки фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее.
3. Обучение приемам и методам снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения.

Реализация данной программы позволит детям в будущем адекватно реагировать на фрустрационные ситуации и находить оптимальные способы их разрешения в целях профилактики конфликтных ситуаций, возникающих в подростковой среде.

                                                                                    

Структура программы:

Программа занятий состоит из 4-х этапов:

1 этап – диагностический. Сбор проблематики для последующей коррекции.
2 этап –занятия с целью овладения навыками адекватного взаимодействия со сверстниками в конфликтных ситуациях.
3 этап – итоговая диагностика с целью выявления динамики происходящих изменений в личностной и эмоционально-волевой сферах несовершеннолетних.
4 этап – консультативное психолого-педагогическое сопровождение.

Занятия состоят из 3 блоков:
1 блок – познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром. (Цель – отреагирование эмоций, связанных с отношением к себе; рефлексия индивидуальных потребностей и отношений с другими людьми.)
2 блок – я и моя жизнь. (Цель – осмысление себя в контексте собственной жизни; в контексте психологического времени личности, включающем психологическое прошлое, настоящее и будущее.)
3 блок – переживание критических (трудных) ситуаций. (Цель – выражение чувств, связанных с критическими ситуациями и их переживанием-преодолением.)

Структура тренингового занятия:

Каждое занятие состоит:

ритуал приветствия;

упражнение на снятие нервно-психического напряжения;

упражнение на сплочение группы;

дискуссия с использованием мозгового штурма;

упражнение на снятие напряжения;

обратная связь (подведение итогов работы);

ритуал прощания.

 

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: 1 академический час.

Используемые методы и методики (для диагностического этапа):

Экспресс – диагностика характерологических особенностей личности (Г. Айзенк), «Тест цветовых предпочтений М. Люшера», тест – опросник для выявления акцентуаций характера (К. Леонгард), самооценка лидерства (В.В. Козлов), методика САН, методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), самодиагностика типового семейного состояния; метод опроса (беседа), метод наблюдения.

 

Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:

К участию в освоении программы не допускаются подростки, имеющие психиатрические заболевания.

Способы, обеспечивающие гарантию прав участника программы.

Гарантия прав участника программы обеспечивается “Правилами работы”, которые вырабатываются на первом занятии.

Сферы ответственности участников программы и тренера (педагога-психолога).

Участники несут ответственность за:

–соблюдение правил групповой работы; – свое поведение.

Ответственность за происходящее возлагается на педагога-психолога в пределах своей компетенции.

Он несет персональную ответственность за:

– жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации; – адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций; – применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью подростка, а также за соверш ние иного аморального проступка.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Повысятся адаптивные возможности подростков, исходя из их социального опыта, психического состояния.
2. Произойдут позитивные изменения в коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторонах общения, исчезнут коммуникативные барьеры.
3. Расширится  круг видения проблемных ситуаций.
4. Появится способность к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умение находить конструктивные пути выхода из нее.
5. Несовершеннолетние обучатся различным приемам снятия накопившегося эмоционального напряжения.

Система организации контроля за реализацией программы:

Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у подростков в ходе всего курса занятий, а также по данным срезовой и итоговой диагностики.
Дальнейшее консультативное сопровождение после завершения занятий позволит и дальше наблюдать изменения у подростков при помощи следующих методов: наблюдения, опроса.

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

У несовершеннолетних:

– повысится уровень толерантности к различным фрустрационным ситуациям, научатся находить эффективные способы решения своих проблем; – разовьются способности к адекватной оценки фрустрационной ситуации и умение находить конструктивные пути выхода из нее; – они обучатся приемам и методам снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения.