ПРОЕКТ "Наш мир"

                                                           

Преобразования в различных сферах жизни—экономической, политической, социальной и психологической привели к множеству негативных последствий, один из примеров—рост агрессии и насилия в обществе, в том числе семейного, от которого страдают прежде всего, дети, как самая незащищённая социальная группа.

Около 2 млн. несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избиваются родителями, более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье, около половины из них находятся в розыске.

         Насилие, как социально-психологическая проблема, является в настоящее время актуальной и значимой, поскольку существенно влияет на психику детей, ставшими жертвами своих же родителей (может вызвать нарушение в поведении, эмоционально-мотивационной, социально и познавательной сфере). Насилие нередко приводит и к отдалённым последствиям, оказывая влияние на всю дальнейшую жизнь человека, поскольку подобный травматический опыт будет формировать специфические семейные отношения «запускать» повторные жизненные сценарии.

         Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают к своим детям искреннюю любовь и привязанность, в воспитательном процессе могут использовать такие формы воздействия на ребёнка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребёнка общения и прогулки.

         Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных форм жестокого обращения родителей с детьми ставит перед обществом в качестве одной из основных задач—необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с последствиями жестокого обращения, но и главным образом, на их предупреждение, то есть устранение причин и условий, способствующих внутрисемейному насилию.

Повышение родительской компетентности, обучение продуктивным формам взаимодействия, налаживание внутрисемейных детско-родительских взаимоотношений позволит снизить риск возникновения семейного насилия в отношении детей и других членов семьи.

 

Программа «Наш мир» направлена на работу как с младшими подростками, так и с родителями.

         Выбор детей младшего школьного возраста не случаен. Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту идёт интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем главные жизненные предпочтения. Дети данного возраста обладают особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнёрского общения.

Целевая группа:

· родители, в том числе имеющие сложности в воспитании и общении с ребёнком

· младшие подростки 10-12 лет  (девушки и юноши)

Цель: Оптимизация детско-родительских отношений в семьях подростков, в целях профилактики возникновения конфликтных ситуаций.

Задачи:

· Способствовать развитию коммуникативных умений  и навыков саморегуляции.

· Обучить конструктивно решать спорные вопросы, расширив репертуар реакций в конфликтных ситуациях.

· Обучить навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания».

Формы работы:

· Групповая работа с младшими подростками;

· Групповая работа с родителями;

· Совместная работа с младшими подростками и родителями.

Состав группы: 5-10 человек (5 семей)

Условия формирования групп

· группы формируются на добровольной основе и являются закрытыми с целью установления доверительных отношений и ощущения безопасности у участников;

· Получение согласия родителей (лиц, их заменяющих) на работу с подростком.

Содержание работы по программе можно представить в виде трёх основных блоков:

1. Информационный блок. Семье предоставляется информация, нужная ей в данный момент.

2. Поведенческий блок. Формирование у членов семьи необходимых в семье практических навыков эффективного общения, среди которых: умение адекватно выражать свои чувства, конструктивно решать спорные вопросы, правильно применять поощрения и наказания, чётко определять и соблюдать границы между поколениями в семье и др.

3. Эмоциональный блок. Возможность по-новому прочувствовать свою и чужую боль, выразить свои эмоции. Все участники обретают новый эмоциональный опыт и новое понимание поведения своих детей и других членов семьи.

 

                                                                              

 

Структура группового занятия

: Каждое занятие состоит из следующих элементов

· приветствие;

· ритуальное упражнение;

· информационная часть;

· упражнения;

· групповая дискуссия;

· рефлексия.

Методы и методики реализации программы:

1. ритуальные упражнения—направлены на создание благоприятной рабочей атмосферы, формирование доверительных отношений;

2. игры и упражнения, направленные на:

· развитие коммуникативных навыков и умений;

· оптимизацию  детско-родительских отношений;

· развитие навыков  саморегуляции, рефлексии и эмпатии;

· снятие эмоционального напряжения.

3. информационная часть;

4. тематические беседы—лекции;

5. моделирование и анализ заданных ситуаций;

6. дискуссия;

7. релаксация;

8. рефлексия;

9. анкетирование, опрос;

10. методы арт-терапии.

 Тематическое планирование

 

 Тема 

занятия

 

Содержание занятий

 

 1

 Вводное занятие

 Знакомство. Введение в программу. Обсуждение основных тем последующих занятий.

 2

 Дом, в котором мы живём

 Что такое «зона ближайшего развития» и что бывает, если её не учитывать. Правила оказания помощи ребёнку.

 3

Мой автопортрет 

Умение видеть и понимать себя. Мои чувства и желания. Осмысление человеческих поступков и отношений. 

 4

Как мы видим друг друга. Эффективное общение

Умение общаться. Правила ведения беседы. Стереотипы и предрассудки. 

 5

Об активном слушании 

Что такое активное слушание. Результаты активного слушания. 12 помех на пути активного слушания ребёнка. 

 6

Изменить себя не изменяя себе 

Причины конфликтов с детьми. Конструктивное разрешение конфликтов: последовательность шагов. 

 7

Поощрение и наказание 

Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка (образ четырёх цветовых зон). Правила для детей. Зона радости. Наказание—лишением хорошего. Четыре основных причины нарушений поведения детей. 

 8

 Об отношении к себе

Причины эмоций. Положительное отношение к себе—основа психологического выживания. Чувство самооценки. 

 9

 Этот странный взрослый мир 

 На чём основано взаимопонимание. Уважение к старшим. История моей семьи. Взаимоотношения с родными.

10

Итоговое

Обобщающее занятие. Подведение итогов. Коллективная творческая работа.

Ожидаемые результаты программы

После занятий каждый участник будет уметь:

1. Устанавливать тёплые, доброжелательные отношения в семье, опираясь на безусловное принятие человека.

2. Оказывать психологическую поддержку партнёру по общению, применяя технику «активного слушания».

3. Находить эффективные решения конфликтных ситуаций по типу «выиграть-выиграть».

4. Выбирать продуктивную стратегию общения осознанно и компетентно.

 

Оценка освоения программы

Результаты реализации программы будут оцениваться по следующим показателям:

· Тестирование (анкетирование, опрос) в динамике, то есть исследование состояния участников в начале  и по окончании работы в программе ;

· Анализ посещаемости групповых занятий;

· Отзывы и пожелания участников.